«Окна в исчезнувший мир»

В XII — XIII вв. появляются и иллюстрированные рукописи, где события изображены в рисунках — так называемых миниатюрах. Чем ближе изображаемое событие ко времени самого художника, тем точнее бытовые детали, портретное сходство. Художники были грамотными, образованными людьми, и иногда рисунок-миниатюра полнее рассказывает о событии, чем текст.

Самая интересная иллюстрированная летопись — так называемая Радзивилловская (она когда-то принадлежала князю Радзивиллу).

Она была скопирована в XV в. с более раннего, тоже иллюстрированного оригинала XII или начала XIII в. В ней свыше 600 рисунков.

Исследователи называют их «окнами в исчезнувший мир». Средневековые летописцы — монахи, горожане, бояре — не могли вырваться из круга обычных для того времени представлений. Так, например, большинство крупных событий — нашествия «поганых» (татар), голод, мор, восстания — они объясняли божьей волей, стремлением грозного бога испытать или покарать род людской. Многие летописцы были суеверны и необычные небесные явления (затмения солнца, кометы) толковали как знамения, предвещающие добро или зло.

Обычно летописцы мало интересовались жизнью простого народа, так как считали, что «историки и поэты должны описывать войны между монархами и воспевать тех, кто мужественно умирал за своего господина».

Но все же большинство русских летописцев выступало против феодальной раздробленности, против бесконечных княжеских распрей и усобиц. Летописи полны патриотических призывов к единой совместной борьбе против жадных орд степняков.

Гениальный автор «Слова о полку Игореве» (конец XII в.), широко использовав летописи, на исторических примерах показал губительную опасность княжеских раздоров и усобиц и горячо призывал всех русских людей встать «за землю Русскую».

Для нас древние летописи, повествующие о судьбах нашей Родины на протяжении почти целого тысячелетия, всегда будут драгоценнейшим сокровищем истории русской культуры.